В обществе сложилось мнение, что в случае отношений между риелторами и их клиентами пострадать могут только последние. Но это мнение не всегда оказывается верным: случается, что пострадавшей стороной являются как раз риелторы, становясь жертвой обмана.
О каком обмане идет речь
Например, когда речь идет о неисполнении обязательств по договору, в какой бы форме он ни был заключен: в устной или письменной. Схемы обмана могут быть различными, но итог у них одинаков: специалист остается без денег.
После заключения договора специалист начинает вести определенные работы, затрачивая свои силы и время, но в конечном итоге остается без материального вознаграждения.
Подобное может произойти, например, тогда, когда клиент самостоятельно, в обход риелтора, выходит на собственника жилого помещения. На такой случай между специалистами в сфере недвижимости существует негласное соглашение о правилах поведения в подобных ситуациях.
По оценкам экспертов, с такими неприятностями свойственно сталкиваться риелторам, оказывающим услуги в частном порядке, так как у крупных агентств имеется больше возможностей для принуждения другой стороны к выполнению данных ею обязательств.
Иногда случается и так, что клиент обязуется оплатить работу маклера непосредственно перед сделкой или по ее совершении, но, когда конечный результат достигнут, на деле получается, что необходимой суммы у клиента нет. По сути, для посредника совершенно неважно, действительно ли у клиента не было денег, или он вовсе не намеревался платить. Главным для риелтора является то, что он не получил положенного вознаграждения.
Клиенты - «туристы»
К сожалению, нередки случаи, когда, казалось бы, потенциальные покупатели пользуются услугами риелторов в собственных интересах, пытаясь лучше разобраться в конъюнктуре рынка. И клиент «катается» с риелтором по объектам, выставленным на продажу, скрывая, что приобретение жилья на данный момент не входит в его планы. Очень распространены подобные схемы в сфере загородной недвижимости.
Таких клиентов маклеры между собой называют «туристами». А потому как риелтор не может отказать клиенту, он вынужден порой катать его месяцами. Как только «турист» оценил ситуацию и его привлек определенный объект, он сообщает маклеру, что его услуги более не нужны. Хотя, конечно, даже такие затяжные разъезды не всегда проходят впустую. Возможно, что покупатель очень серьезно относится к приобретению недвижимости.
Любители дармовщины
Среди клиентов-аферистов попадаются и такие, которые, обращаясь к маклеру, заведомо не собираются оплачивать предоставленных им услуг. Они выжидают, когда вся необходимая работа специалистом проделывается, затем просто отказываются от заключенной ранее сделки, даже не удосуживаясь объяснить происходящее.
Нередко агентства недвижимости попадают в ситуации, когда «сети расставлены» ипотечными центрами. Например, специалист последних под видом клиента наносит визит в агентство, предпринимая попытку приобрести жилую недвижимость в ипотеку. Риелторское агентство находит нужный вариант, подготавливает пакет необходимых для привлечения ипотеки документов, добивается банковского одобрения. И тут выясняется, что клиенту данное жилье не нужно, о чем он знал изначально.
Так как все необходимые услуги уже оказаны, он забирает подготовленную документацию и приобретает объект недвижимости, который был им выбран ранее.
Еще одним вариантом обмана клиентом риелторов являются случаи, когда продавец недвижимости самостоятельно ведет поиск покупателя, заявляя свою цену, одновременно с этим обращается к риелтору, назначая увеличенную стоимость, надеясь найти покупателя на более выгодных для себя условиях. Впоследствии продает недвижимость, оставляя риелтора ни с чем.
Клиент-аферист не столь частое явление
Какими бы хитрыми способами ни пользовались клиенты, все же «нехороших» среди них не так много, людей порядочных в этой среде все же куда больше. Тем более что в большинстве ситуаций многое, если не все, зависит от самих маклеров, от их профессионализма в вопросах организации процесса передачи комиссионных.
По большому счету, если правильно организовать сей процесс, особых проблем с получением комиссии не возникнет, так как это является одним из основополагающих моментов успешности ведения риелторского бизнеса. От маклера зависит, каким образом будет проведена его работа с клиентом, чтобы у последнего даже в первоначальных планах не возникало мыслей об обмане.
Крупные агентства чаще всего имеют свои «черные списки», в которых числятся ненадежные покупатели, к сожалению, единая база данных у них отсутствует. Но к счастью, число недобросовестных клиентов не столь велико, от общей массы их насчитывается не более 5-7 %.
Безусловно, любой бизнес изначально подразумевает наличие определенных рисков, и рынок недвижимости не исключение. Поэтому полностью обезопасить себя от негативных моментов попросту невозможно, и издержки неизбежны, но свести риски к минимуму грамотный риелтор в состоянии. |
Комментарии
www.riskover.ru